О функционировании налоговой системы

Современная налоговая система — продукт длительного развития цивилизации. Исторически налогам предшествовали иные системы государственных доходов: доходы от государственных предприятий, от земельной собственности, от монополий и откупов. Лишь с развитием капитализма эти доналоговые системы стали окончательно вытесняться налогами. В России в 1913 г. все еще доминировали докапиталистические формы государственных доходов: государственное хозяйство, включая казенную винную монополию, давало 60% доходов бюджета, прямые налоги — всего 8%.



Эволюция налоговой системы западных стран в XX в. отразила экономические процессы (развитие корпоративных, форм организации хозяйства с публичной отчетностью: банков, акционерных обществ и др.; рост благосостояния общества и расширение круга собственников и сберегателей капитала; расширение сферы влияния финансового капитала и т. д.), а также процессы политические (развитие правового демократического государства).



Налоги можно разделить на прямые и косвенные. Первоначальный смысл этого разделения состоит в том, что прямые налоги налогоплательщики уплачивают непосредственно из своих доходов, косвенные — перекладывают на потребителей своей продукции (на покупателей), но такой критерий не вполне точен, поскольку прямые налоги также могут перекладываться на потребителя через повышение цен.



Наиболее примитивная форма косвенного налога — акциз, то есть определенное денежное начисление к цене данного конкретного товара. Более совершенные формы косвенных налогов — отчисления от суммы оборота или от суммы добавленной стоимости, более или менее равномерно ложащиеся на все хозяйственные сделки, связанные с куплей-продажей товаров.



Возможности тех или иных затрат, очевидно, должны определяться средней заработной платой (например, за пятилетие) на территориях соответствующих Советов. В налоги должна входить и оплата за используемые предприятием природные ресурсы и землю и устанавливаемые отчисления на защиту окружающей среды.



Обсуждаемые сегодня законопроекты, в том числе о налогах, собственности и др., необходимо «примерять» к конкретной модели механизма рыночной экономики с тем, чтобы оценить, насколько они соответствуют этому механизму и способствуют его внедрению в народное хозяйство страны. К сожалению, целостная концепция рыночной экономики у нас пока не определена.



В основу предложенной правительством налоговой системы положена малорегулируемая универсальная модель. Подобные модели действуют в развитых капиталистических странах, работающих в условиях налаженного и в определенной мере регулируемого свободного рынка. Однако и в этих странах применяются меры налогового регулирования в виде льготных скидок. Величина ставок довольно часто пересматривается. Пройди по ссылке и получи постоянный доступ к казино general.


Возврат к списку

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.23)