Текст #000820

Возможно, некоторые фильмы (в том числе — о Харькове и Хабаровске) «онемели» в знак протеста против многословия и пустословия. Но, простите, это — из крайности в крайность!

Десятиминутное кинопутешествие по Советскому Союзу совершают не только знатоки истории и географии. Полагаю, что еще меньше таких глубоких знатоков среди зарубежных зрителей. Именно поэтому — и прежде всего поэтому! — я за дельный, точный текст, несущий с экрана необходимый заряд умело направленной информации, который порой может содержаться всего в двух-трех фразах.

Фильм «Полховский Майдан» (сценарист А. Рогов, режиссер А. Серков, Куйбышевская студия кинохроники) — поэма о русской зиме в лесной полосе России, о селе, где с давних времен занимаются изготовлением чудесных деревянных игрушек. В фильме все предельно ясно и без пояснений» Податливый кусок дерева умелые руки превращают в ярко раскрашенного коня. Право же, он не уступает деревянным лошадкам шведской провинции Даларна» славящейся своими резчиками. Авторы фильма создают откровенно декоративные эффекты:, задорно яркие матрешки на искрящемся синеватом снегу будто вышли на прогулку. И тут же сегодняшние зимние забавы сельской молодежи: качели, катание на тройках. Все это снято в живописной манере, наверное, для того, чтобы показать близость форм, красок, сюжетов в народном искусстве к народной жизни, к народному быту тех давних лет, когда местные резчики впервые пробовали себя в ремесле.

Единственная фраза в самом конце фильма напоминает, что село находится в Горьковской области и что летом его жители заняты обычным крестьянским трудом,. а зимой делают игрушки. Право, в данном случае, при очень ясной композиции и мысли, рассказа, этого вполне достаточно!

Но вот фильм «На реке моей, на Каме» (сценарист В. Беляков, режиссер С. Брускин). По всей вероятности, он задуман как фильм-песня: ее мелодия проходит от первого до последнего кадра. Текст минимален. Это авторское объяснение в любви к Каме, которая для него, автора — все: и отчий дом, и первая любовь, и просто открытое окно в мир. Приподнятость в таком фильме вполне оправданная: информационная интонация вступила бы в противоречие с общей стилистикой фильма.

Все было бы хорошо, если бы и зрительный ряд обладал той же песенной непритязательной ясностью: уральские пейзажи, силуэт судна, зори, костер рыбака... Однако в фильме о Каме отлично показана прежде всего река-труженица. Вот какая-то неназванная стройка. Подождите, но ведь это строительная площадка Камского автомобильного завода! Как же можно ничего не сказать о важнейшей стройке пятилетки? Приоткрываются ворота гигантского шлюза — прекрасный повод напомнить, что Кама преобразована советским человеком, что на ней создается каскад морей и гидростанций. Но льется песня, и молчит диктор...

Текст этой песни написан сценаристом. А может, стоило использовать подлинные народные песни уральцев?

Странное дело: наши народные хоры с триумфом разъезжают по белу свету, их песни, записанные на пластинках, иностранные туристы увозят из нашей страны как драгоценные сувениры, а в фильмах для зарубежного экрана преобладают мелодии джазов. В рассказе о городе Иваново вдруг звучит гавайская гитара. В музыкальном оформлении фильма «Азовское море» — три пьесы Дебюсси. Для фильма «Земля Рязанская» музыку написал композитор К. Волков.

Дебюсси не нуждается в рекомендациях, музыка К. Волкова достаточна хороша, но ведь не зря же издавна славилась Рязанщина своими напевами, а сказы и песни рыбаков издавались отдельными сборниками!

Вернусь, однако, к вопросу о познавательной насыщенности фильмов.
Неоправданно завышенное представление об информированности зрителя (особенно зарубежного) относительно наших республик, городов и рек, создание немых зрительных шарад, которые он при быстрой смене планов не успевает разгадать, на мой взгляд, грех не меньший, чем загроможденность малозначительной информацией, чем обилие общих слов и банальностей, не помогающих осмыслению фильма и познанию особенностей страны. Играй и выигрывай большие выигрыши здесь .


Возврат к списку

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.23)