Текст #000253

Простое описание художественных пристрастий Нарлиева дает определенное представление о своеобразии режиссера. На основе этих представлений можно даже попытаться представить себе пути формирования его творческого облика. В личности Нарлиева как художника воплотились, конечно, национальные традиции туркменского искусства, бытующие в народе представления о моральных ценностях. Недаром во всех его произведениях в центре поставлена женщина — хранительница нравственных основ нации, ей завещано передавать от поколения к поколению генетический код народа. Любовь к сформированным в незапамятные времена национальным обычаям, к своей земле и ее людям обусловила четко выраженный лирический характер творчества Нарлиева. Наиболее близкими темами и сюжетами для него становятся те, в которых жизненный материал воплощен в неторопливых, проникновенных, внешне сдержанных формах. Недаром большей, чем в других лентах, целостностью художественного воплощения отличаются у Нарлиева «Невестка» и «Дерево Джамал». Вместе с тем, с точки зрения привычных представлений о кинематографической динамике, эти произведения могут показаться наименее привлекательными: в них фактически нет хоть сколько-нибудь своеобразного и разветвленного сюжета.
В особенности этим отличается «Невестка». Режиссер вспоминает, что во время обсуждения сценария на студии многие высказывали опасения: «Смотреть такую картину не будут. Скучно. Тема избитая. Два человека. Пески. Не нужно...» В самом деле, в интерпретации большинства режиссеров сценарий, подобный этому, был бы обречен на неудачу, во всяком случае, на вторичность художественных решений. Для человека лирического склада, да еще населенного даром чувствовать и воплощать национальное начало на экране, такая сюжетно-тематическая скупость, напоминающая фольклорно-притчевые формы, лишь открывала простор для свободного полета творческой фантазии. В «Невестке», пожалуй, Нарлиев глубже и полнее, чем в других работах, воплотил лирические особенности своего дарования.
Следует обратить внимание на то, что, добившись в «Невестке» широкого признания, Нарлиев и в следующей своей картине «Когда женщина оседлает коня» обратился к «избитой теме». И тут он привычный, многократно использованный в нашем киноискусстве сюжет прочитывает на национальном материале в откровенно-лирическом ключе. Характерно, что во всех своих «сюжетно банальных» лентах режиссер обращается к значительным, много говорящим сердцу зрителя темам. В «Невестке» это тема верности героям, не вернувшимся с полей войны; в «Когда женщина оседлает коня» — тема революции; в «Дереве Джамал» снова тема войны. Если говорить о характере нарлиевского лиризма, то фоном ему всегда служат драматические события, которые даются либо отдельными эпизодами, либо пунктирно, подобно напоминанию. Сначала мне, признаться, казалось, что такое отношение режиссера к кинематографическому драматизму связано с недостаточным его почтением к сценарной литературе: известно, что в четырех из пяти своих лент Нарлиев обошелся без помощи профессиональных драматургов, сочиняя основу будущего фильма вместе с братом и коллегой Ходжаберды или с женой — исполнительницей главных ролей Майей Аймедовой. (Замечу, забегая вперед, что недооценка Нарлиевым профессиональной драматургии дает о себе знать в его работах и порой дорого обходится режиссеру.) Однако в лучших его лентах ослабленное драматургическое начало стало частью поэтики. Режиссер шестым чувством ощутил несовместимость традиционной драматургии с привлекающим его лирическим способом изложения материалов. Смело отказавшись от традиции, сделав ставку на кинематографическую лирику, режиссер фактически выиграл. Хочешь развлечься? Переходи на https://booiofficial.ru и играй дни напролет!


Возврат к списку

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.23)