Управление судном во время шторма

В обстоятельствах штормовой погоды благополучный исход плавания зависит во многом от личных качеств капитана: его находчивости, «накопленного им опыта и степени знания мореходных качеств судна.

Следует отметить, что вопросами управления судном в различных условиях плавания у нас мало занимаются. Объясняется это, видимо, тем отчасти, что обычно стремятся свести морские происшествия к техническим упущениям и конструктивным недостаткам, меньше интересуясь вопросами управления в том или ином случае. Это подтверждается при обзоре заключений о гибели и авариях судов. В этих обзорах всегда детально рассмотрена техническая сторона и весьма слабо и поверхностно исследованы вопросы управления судном в определенных условиях. Для иллюстрации приведем несколько примеров.

Товаро-пассажирский пароход «В», имея в трюме автомашины и тяжелые катушки стального троса, был застигнут в маре ураганом. В результате стремительной боковой качки груз пришел в движение. Это обстоятельство было замечено только тогда, когда в трюм хлынула вода через поврежденную ударами тяжеловесов обшивку корпуса. Судно не удалось спасти. Расследование этого случая закончилось заключением, в котором говорится, что авария последовала от небрежной погрузки. Остаются неизвестными следующие обстоятельства: почему подвижка груза осталась незамеченной в первый же момент; пытались ли на пароходе занять на волне нужное положение, чтобы умерить качку и нейтрализовать динамическую силу гребней волн, и, наконец, если эти меры были испробованы, то какие были получены результаты.

Отсутствие этих данных не дает возможности судить о том, какое влияние могло оказать умелое маневрирование на судьбу судна. Это важное, по нашему мнению, условие, могущее послужить ценным вкладом в науку судовождения, осталось неисследованным.

Обратимся к другому примеру. Теплоход с грузом машинного оборудования попал в шторм. Груз от сильного раскачивания пришел в движение. При вскрытии трюмов по прибытии судна в порт было обнаружено большое количество поломанных деталей и агрегатов, находившихся в трюме. Морская инспекция, расследовавшая этот случай, отнесла происхождение его за счет нарушения правил погрузки тяжеловесов. Такое одностороннее заключение также лишает возможности извлечь из него полезные данные для пополнения опыта в вопросе управления судном в шторм.

Характерный случай произошел с танкером с грузом налива свыше 10000 т, встретившим в море жестокий шторм от зюйд-веста. В результате сильной вибрации и чрезмерного напряжения корпуса деформировалась верхняя палуба.

Заключение по этому поводу свелось к определению причин повреждения палубы, явившихся следствием перегруза. При этом было совершенно упущено исследование обстоятельств, при которых можно было бы избегнуть повреждений, соответственно маневрируя на волнении.

Известен случай гибели американского парохода, который снялся из Поти с грузом марганцевой руды и на переходе до Босфора, при шторме, переломился и затонул.

Этот случай был отнесен к разряду происшествий от непреодолимой силы, хотя можно предположить, что в данном примере не были приняты все возможные меры с целью нейтрализовать внешние силы, вы звавшие чрезмерное напряжение корпуса, что и повлекло за собой перелом судна.

Всем известны переломы и деформации корпусов судов типа «Либерти» современной американской постройки. Их конструктивные недостатки требуют от судоводителей особых мер при погрузке и при плавании во время шторма, чтобы избежать трещин и переломов корпуса.

Рассматривая вышеприведенные примеры морских происшествий, последовавших в результате действия сил стихии, можно с уверенностью отметать, что вынесенные по ним односторонние заключения помешали использовать их в качестве наставления для руководства при управлении судами во время шторма. Не отрицая правильности выводов, определяющих явные причины ущерба, нанесенного судам в перечисленных выше случаях, необходимо констатировать, что своевременно примятые меры значительно сократили бы количество и размеры убытков, происшедших по причине пренебрежения или неумелого управления судном во время шторма. Пишет известный интернет ресурс об виртуальных онлайн казино в России.


Возврат к списку

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.23)